Отрасль отечественного производства отопительного оборудования демонстрирует темпы увеличения выпуска продукции, в два-три раза превышающие средние показатели роста промпроизводства. Сейчас импортозамещение уже достигло серьезного уровня – доля отечественной продукции во внутреннем потреблении превысила 50%.
Какие дальнейшие задачи стоят перед российскими производителями, как обеспечить их достижение, с какими рисками сталкивается отрасль?
Основной угрозой может стать «болезнь роста», поскольку в последнее десятилетие в отрасли наблюдался «инвестиционный бум» с созданием новых и значительным расширением существующих производств.
Практически «с нуля» за короткое время создана новая отрасль промышленности – производство современного отопительного оборудования, что в целом можно оценивать крайне позитивно.
Вместе с тем в таких условиях всегда возникают риски кризиса перепроизводства и затоваривания на внутреннем рынке. Поэтому для отрасли важно сохранить объемы внутреннего спроса, связанные с показателями жилищного строительства.
Но здесь могут возникнуть трудности из-за эффекта «высокой базы».
По итогам 2023 года уже зафиксирован показатель ввода жилья в 110,44 млн кв. м, то есть потенциал роста с учетом целевого ориентира в 120 млн кв. м – меньше 10%.
Также имеются и риски снижения этих объемов в случае сворачивания программы льготной ипотеки и сохранения высокой ключевой ставки.
Однако позитивным для отрасли структурным сигналом является превышение доли ИЖС над многоквартирными домами и в целом рост сегмента ИЖС, который является гораздо более емким в потребности на все виды отопительного оборудования. При этом необходимо максимально использовать резервы стимулирования внутреннего спроса, в том числе путем запретов на закупки госструктурами иностранных товаров.
Другой ключевой вызов – необходимость перехода на новый этап развития – от импортозамещения к экспортоориентированности за счет увеличения объемов и расширения географии поставок на внешние рынки.
Важной задачей в текущих условиях также становится повышение уровня локализации производства, где перспектива видится в налаживании промышленной кооперации. Ее главным направлением могла бы стать субконтрактация, когда одни производители поставляют комплектующие другим заводам, изготавливающим более технически сложную продукцию.
В целом же необходимы комплексный подход к развитию и регулированию всего спектра отопительного оборудования и обеспечение баланса интересов производителей всех видов продукции отрасли.
Для решения этих задач и масштабирования лучших практик Ассоциация производителей радиаторов отопления трансформировалась в Ассоциацию производителей на рынке отопления, расширив функционал с отопительных приборов на все виды отопительного оборудования. Рассчитываем, что поставленные нами задачи будут решены, а отрасль продолжит находиться на траектории устойчивого роста!