ГОСКОНТРОЛЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ!
Принято постановление об эксперименте по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отопительных приборов!
С 1 сентября 2024 г. по 1 сентября 2026 г. на территории Российской Федерации будет проводиться эксперимент по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении радиаторов отопления и отопительных конвекторов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2024 г. № 1154 (далее – постановление № 1154) в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внесены изменения, предусматривающие включение в сферу осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований следующих видов строительных материалов и изделий:
- портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров;
- смеси сухие строительные, растворы строительные, смеси бетонные;
- радиаторы центрального отопления и их секции чугунные, стальные, биметаллические, алюминиевые и из прочих металлов;
- конвекторы отопительные чугунные, стальные и из прочих металлов;
- кабели, провода и шнуры.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в отношении радиаторов отопления и отопительных конвекторов будет проводиться в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 993.
В рамках проведения эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований объектом оценки соблюдения обязательных требований в отношении радиаторов отопления и отопительных конвекторов будут являться:
- деятельность изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца по обращению радиаторов отопления и отопительных конвекторов;
- непосредственно радиаторы отопления и отопительные конвекторы.
В частности, в рамках государственного контроля (надзора) в отношении радиаторов отопления и отопительных конвекторов будет осуществляться проверка соблюдения изготовителями, импортерами и продавцами обязательных требований к ним на стадиях производства и обращения, установленных пунктами 9.1 – 9.8 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В этой связи в сфере производства и оборота отопительных приборов в рамках проведения эксперимента государственный контроль (надзор) будет осуществляться за соблюдением требований, установленных межгосударственным стандартом ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 31311-2005) с учетом методов исследований (испытаний) и измерений, установленных как указанным межгосударственным стандартом, так и национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53583-2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний», а именно:
- в отношении радиаторов центрального отопления и их секций чугунных – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 межгосударственного стандарта ГОСТ 31311-2005;
- в отношении радиаторов центрального отопления и их секций стальных – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.9, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 ГОСТ 31311-2005;
- в отношении радиаторов центрального отопления и их секций биметаллических – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 ГОСТ 31311-2005;
- в отношении радиаторов центрального отопления и их секций алюминиевых – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.11, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 ГОСТ 31311-2005;
- в отношении радиаторов центрального отопления и их секций из прочих металлов – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 ГОСТ 31311-2005;
- в отношении конвекторов отопительных чугунных – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.13, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 ГОСТ 31311-2005;
- в отношении конвекторов отопительных из прочих металлов – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.13, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 ГОСТ 31311-2005;
- в отношении конвекторов отопительных стальных – соблюдение пунктов 5.1 – 5.7, 5.13, 5.17, 5.18, 6.1 и 6.2 ГОСТ 31311-2005.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в отношении радиаторов отопления и отопительных конвекторов будет осуществляться Росстандартом и его территориальными органами.
При этом учет объектов государственного контроля (надзора) будет осуществляться Росстандартом и его территориальными органами на основании:
- информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия;
- общедоступной информации;
- информации, получаемой от отраслевых ассоциаций (объединений, союзов);
- информации, получаемой от автономной некоммерческой организации «Российская система качества» по результатам проведенных указанной организацией исследований продукции.
Оценка соблюдения обязательных требований к радиаторам отопления и отопительным конвекторам будет осуществляться посредством:
а) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры, по следующим основаниям:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без согласования с органами прокуратуры, по следующим основаниям:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении участников российского рынка отопительных приборов могут проводиться следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) мониторинговая закупка (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза);
б) выборочный контроль (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза);
в) инспекционный визит (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля);
г) рейдовый осмотр (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза);
д) документарная проверка (включает такие контрольные (надзорные) действия, как получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза);
е) выездная проверка (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза).
В случае проведения выездной проверки обязательно применение проверочных листов (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), формы которых согласно постановлению № 1154 должны быть утверждены Росстандартом до 1 октября 2024 года.
АПРО отмечает крайнюю актуальность и своевременность принятия постановления № 1154, поскольку АПРО, выражая консолидированную позицию представителей отрасли отопительных приборов, ранее неоднократно выступала в поддержку восстановления государственного контроля и надзора за производством и оборотом строительных материалов и изделий, в том числе радиаторов отопления и отопительных конвекторов, как для обеспечения безопасности потребителей, так и для защиты экономических интересов представителей отечественной промышленности.
Имеется обоснованная уверенность в том, что проведение эксперимента позволит выработать действенный механизм для защиты интересов потребителей указанной продукции, снижения доли продукции с фальсифицированными характеристиками, а также поддержки добросовестных отечественных производителей строительных материалов и изделий с целью его дальнейшего внедрения на постоянной основе, возможность которого предусмотрена постановлением № 1154 в случае успешного завершения эксперимента, характеризующегося достижением целевых значений доли продукции,не соответствующей обязательным требованиям (ежегодное снижение доли продукции, не соответствующей обязательным требованиям, не менее чем на 5% по отношению к показателю, установленному по результатам предыдущего года).