Развитие импортозамещения на рынке радиаторов как мера повышения эффективности использования тепловой энергии

В настоящее время для целей повышения эффективности использования тепловой энергии абсолютно не задействован потенциал действующих норм Закона об энергоэффективности (1).
В начале 2010-х годов в рамках реализации Закона об энергоэффективности была проведена масштабная кампания по повышению эффективности использования электрической энергии путем замены устаревших ламп накаливания на современные галогенные и светодиодные лампы освещения.
Такой подход позволил не только существенно повысить уровень сбережения электрической энергии и эффективности ее использования, но и стал драйвером для создания и развития на территории Российской Федерации масштабных производств современных ламп освещения и других энергоэффективных электрических устройств (аудио, видео и бытовой техники).
При этом к предмету правового регулирования Закона об энергоэффективности относиться не только повышение уровня сбережения электрической, но и тепловой энергии.

Следует отметить, что 17 мая в Кремле состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации, посвящённое вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности, в ходе которого было признана необходимость уделить отопительным приборам и системам особое внимание при проведении государственной политики по повышению энергоэффективности зданий и сооружений.
В связи с этим, по мнению АПРО, теперь пришло время рассмотреть вопрос о выполнении в рамках реализации Закона об энергоэффективности и мероприятий по осуществлению масштабной замены отопительных приборов с большим сроком эксплуатации на новые радиаторы отопления, энергоэффективность (теплоотдача) которых существенно выше.

Реализации данной инициативы АПРО может быть осуществлена в рамках применения положений статьи 6 Закона об энергоэффективности с использованием следующих инструментов:
– включение проектов по повышению эффективности использования тепловой энергии путем замены радиаторов отопления в федеральные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и (или) в планы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проводимых организациями государственного сектора экономики (2);
– включение радиаторов отопления в перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования к энергетической эффективности при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (3) (в данный перечень уже включен ряд товаров, являющихся объектами инфраструктуры отопления: котлы паровые, котлы водогрейные стационарные);
– включение радиаторов отопления в перечень товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и установление в их отношении правил нанесения такой информации (маркировки об энергоэффективности);
– установление правил определения производителями и импортерами классов энергетической эффективности радиаторов отопления (4);

Справочно:
В настоящее время классы энергетической эффективности определяются для широкого спектра низковольтного оборудования: бытовой техники (холодильники, стиральные машины, микроволновые печи и т.д.), включая электрические обогреватели; видеоаппаратуры (телевизоры); оргтехники (мониторы, принтеры, копировальные аппараты), а также для лифтов.

При этом мероприятия по повышению эффективности использования тепловой энергии за счет применения энергоэффективных радиаторов отопления могут быть реализованы как путем непосредственно установления требований (классов) энергоэффективности радиаторов отопления, так и посредством включения таких требований к радиаторам в перечень критериев энергоэффективности многоквартирных домов (5).

При этом крайне перспективным направлением представляется введение маркировки об энергоэффективности радиаторов отопления с присвоением им определенных классов энергоэффективности.

Так, радиаторам отопления, изготовленным в строгом соответствии с требованиями ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ), может присваиваться более высокий класс энергоэффективности, в то время как «облегченным» радиаторам отопления и биметаллическим радиаторам с преобладающим содержанием стали («черный» биметалл) может присваиваться более низкий класс энергоэффекитивности, обусловленный объективным снижением показателей их теплоотдачи.
Реализация данных мероприятий позволит не только существенно повысить уровень эффективности использования энергии в российских теплосетях, но и обеспечить развитие российских производств современных радиаторов отопления путем формирования необходимых им рынков сбыта.
Такой подход обеспечит российским производителям современных радиаторов отопления возможность работать с полной загрузкой производственных мощностей, расширять их и даже создавать новые предприятия.

Необходимо учитывать, что развитие российских производств радиаторов отопления даст эффекты получения дополнительных налоговых доходов в бюджет, создания новых высококвалифицированных рабочих мест, улучшения условий (оплаты) труда имеющегося персонала.

Следует отметить, что только в рамках кампании по замене радиаторов в городе Москве, проводимой Фондом капитального ремонта многоквартирных домов, уже в этом году будет установлено 1,5 миллиона секций современных радиаторов отопления.
Реализация аналогичных программ в российских регионах позволила бы обеспечить российских поставщиков безопасных, качественных и энергоэффективных радиаторов отопления социально значимыми заказами.
Предложения по вопросу о мерах поддержки внедрения в жилищно-коммунальном хозяйстве энергоэффективных радиаторов отопления с учётом мероприятий по импортозамещению в российской промышленности были направлены АПРО в Минпромторг России для рассмотрения в рамках профильной Экспертной группы Научно-технического совета по развитию промышленности строительных материалов.

Полагаем, что первым шагом по развитию импортозамещения на рынке закупок энергоэффективного отопительного оборудования могло бы стать выполнение недавно вступивших в силу законодательных норм.
Прежде всего, целесообразно активизировать работу по разъяснению государственным и муниципальных заказчикам, а также иным субъектам закупок, в отношении которых федеральным законодательством установлено специальное регулирование, необходимости предусматривать в документации о закупке отопительных приборов положения об обеспечении их соответствия требованиям ГОСТ.

Основным требованием ГОСТ является необходимость обеспечения соответствия показателей теплоотдачи (номинального теплового потока) отопительных приборов, заявленных производителей, фактическим параметрам, установленным по результатам проведения испытаний, с предельно допустимым отклонением (завышением) не более 4%.
Вместе с тем результаты серии испытаний образцов алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, организованных АПРО, свидетельствуют о систематических случаях завышения производителями показателей теплоотдачи (от 5 до 25%) по сравнению с фактическими.

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» (далее – Закон № 104).
Законом № 104 вносятся изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (6).
При осуществлении закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ заказчики теперь обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации, то есть закупать продукцию, соответствующую требованиям стандартов.
Остается добиться исполнения данных законодательных норм заказчиками закупок, что можно сделать, прежде всего, путем проведения Минэкономразвития России, Минпромторгом России и Росстандартом активной разъяснительной работы по данному вопросу, а также активного участия поставщиков отечественных радиаторов отопления в государственных закупках и закупках государственных организаций.

Таким образом, Закон об энергоэффективности обладает значительным потенциалом для развития импортозамещения на рынке радиаторов отопления, который АПРО предлагает реализовать как путем совершенствования нормативно-правовой базы, так и в рамках выполнения программных мероприятий.
Введение маркировки об энергетической эффективности радиаторов отопления с присвоением им соответствующих классов должно, наконец, позволить обеспечить потребителя достоверной информацией и дать ему возможность «отделить зерна от плевел».

(1) – Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(2) – Федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

(3) – Данный перечень предусмотрен приложением к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221.

(4) – Для этого необходимо дополнить соответствующим приложением № 15 Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 апреля 2010 г.
№ 357.

(5) – Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18, а непосредственно сами Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов – приказом Минрегиона России от 8 апреля 2011 г. № 161.

(6) – Действие Закона № 223-ФЗ распространяется на организации с государственным участием, субъекты естественных монополий и организации жилищно-коммунального комплекса, доступ к закупкам которых особенно актуален для российских производителей отопительных приборов.