Новый закон о стандартизации: эффективный барьер для недоброкачественной продукции

С 1 июля 2016 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Закон о стандартизации).

Как Закон о стандартизации касается участников рынка отопительных приборов?
Во-первых, теперь производители отопительных приборов даже в рамках добровольной сертификации смогут наносить на свою продукцию знак соответствия ГОСТ только в том случае, если такое соответствие обеспечивается фактически и подтверждено результатами испытаний.
Во-вторых, для государственных нужд и организаций ЖКХ теперь будут закупаться исключительно отопительные приборы, соответствующие требованиям стандартов.

Более подробно о нововведениях Закона о стандартизации мы хотели бы рассказать в данной статье.
Закон о стандартизации является комплексным и основополагающим нормативным правовым актов в сфере стандартизации в России. Так, в нем определены цели, задачи и принципы стандартизации, унифицирован понятийный аппарат (даны определения основных терминов, таких как «стандартизация», «документ по стандартизации», «национальный стандарт» и т.д.).

В Законе о стандартизации (статья 7) также определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, среди которых:
– определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;
– принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;
– расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций;
– подготовка кадрового состава в сфере стандартизации.

На всех этапах подготовки Закон о стандартизации разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями. Особо значимый вклад в подготовку Закона о стандартизации от лица бизнес-сообщества внес Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (1) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

29 сентября 2015 г. Закон о стандартизации вступил в силу, предоставив возможность указания ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации (постановлениях, приказах и т.д.).

Росстандарт свидетельствует, что Правительство России и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе (2).

В Законе о стандартизации установлены четкие и детальные правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе:
– регламентированы вопросы проведения публичного обсуждения проектов стандартов с участием всех заинтересованных лиц;
– определены полномочия технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов, а также комиссии по апелляциям;
– закреплена необходимость достижения консенсуса при разработке национальных стандартов.

Законом о стандартизации (статья 14) установлен исчерпывающий перечень видов документов по стандартизации, к числу которых относятся:
– документы национальной системы стандартизации (собственно национальные стандарты);
– общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКПД);
– стандарты организаций, в том числе технические условия;
– своды правил (активно применяются в сфере строительства);
– документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении оборонной и секретной продукции, а также товаров, связанных с отраслью атомной энергетики.

Крайне важной нормой Закона о стандартизации является положение части 3 статьи 15, согласно которому при разработке национальных стандартов международные стандарты используются в качестве основы, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против утверждения международного стандарта или отдельного его положения.

Данная норма является прямым отрицательными ответом на предложения унифицировать применяемые в России стандарты на отопительные приборы со стандартами Европейского Союза (EN), которые, во-первых, не являются международными (не имеют статуса ISO/МЭК, а имеют статус региональных стандартов), а также не в полной мере соответствуют особенностям эксплуатации отопительных приборов в российских климатических условиях и в отечественной системе отопительной инфраструктуры ЖКХ.

Законом о стандартизации четко урегулирован статус знака национальной системы стандартизации и правила его использования: нанесения (маркирования продукции), указания в эксплуатационной и иной сопроводительной документации на товар.
Закон также подразумевает ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н. маркирование ГОСТом) в случае выявления фактов несоответствия товара требованиям стандартов.

Важная роль в Законе стандартизации отведена работе по стимулированию бизнеса к участию в проведении работ в национальной и международной (межгосударственной) системах стандартизации, включая механизмы финансовой поддержки государства в форме субсидирования.
Среди главных целей принятия Закона о стандартизации – выведение качества отечественной промышленной продукции на новый, существенно более высокий уровень, развитие конкурентных преимуществ российских товаров, повышение уровня их конкурентоспособности на мировом рынке.

В недавнем интервью (3) Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил: «Помимо финансовой поддержки мы оказываем предприятиям еще и нефинансовую поддержку за счет административных и регуляторных механизмов. Я имею в виду меры стимулирования, особенно через закон о стандартизации, который принят и вступает в силу. Мы сейчас это будем активно применять с учетом внесения изменений в ФЗ-44 (4), который регламентирует госзакупки».

Действительно, одной из ключевых норм нового законодательства о стандартизации является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании товара в документации о закупке.

Более подробно о Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» недавно рассказал Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, который также акцентировал внимание на изменениях, внесенных в законодательство о закупках (5).

По словам Алексея Абрамова «мы ожидаем позитивных изменений в сфере закупок для государственных нужд, в том числе для социально-значимых объектов (детские сады, школы, больницы). Речь идет о качественном улучшении регулирования в сфере закупок, повышении прозрачности конкурсных процедур и эффективности расходования бюджетных средств. Заказчик сможет определить надежность будущих поставок и корректно оценить затраты на их осуществление» (6).

Следует отметить, что с 1 июля 2016 г. синхронно с Законом о стандартизации вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 г.
№ 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» (Закон № 104).
Законом № 104 вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ и в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действие которого распространяется на организации с государственным участием, субъекты естественных монополий и организации жилищно-коммунального комплекса, доступ к закупкам которых особенно актуален для российских производителей отопительных приборов.

При осуществлении закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ заказчики теперь обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации, то есть закупать продукцию, соответствующую требованиям стандартов.

В целях активизации практического внедрения данных законодательных норм Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» обратилась в Минпромторг России с предложением о проведении с заказчиками закупок по ФЗ-44 и ФЗ-233 активной разъяснительной работы по вопросу о необходимости устанавливать в документации о закупке условия о соответствии закупаемой продукции требованиям документов национальной системы стандартизации (стандартов ГОСТ и ГОСТ Р).

Кроме того, учитывая высокий уровень актуальности тематики стандартизации, Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» представила в Минпромторг России и РСПП ряд предложений по внесению изменений в межгосударственный стандарт СНГ ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», направленных на предотвращение введения потребителей в заблуждение относительно основных технических свойств товара, которое на рынке радиаторов отопления, к сожалению, систематически имеет место.

Об этом свидетельствуют организованные АПРО в июле-августе текущего года испытания образцов 17 моделей (торговых марок) алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. По результатам проведения испытаний установлено, что 16 из 17 образцов имеют недостоверные сведения о теплоотдаче (номинальном тепловом потоке) и не соответствуют ГОСТ по данному показателю.

В связи с этим АПРО проинформировала центральный аппарат и территориальные органы Роспотребнадзора о фактах введения в заблуждение потенциальных покупателей отопительных приборов и о наличии в данных действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 «Обман потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также АПРО проинформировала Роспотребнадзор о наличии признаков нарушения требования Закона о стандартизации, согласно которому маркироваться знаком соответствия стандартам может исключительно продукция, действительно отвечающая всему комплексу требований соответствующего ГОСТа.

Предложения АПРО по внесению изменений в ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», в частности, касаются:
– дополнения ГОСТ определением понятия «биметаллический радиатор отопления», предусматривающим, что биметаллическим радиатором отопления является исключительно отопительный прибор (радиатор отопления), в котором содержание алюминия по массе превышает содержание стали;
– установления требования об обязательности указания сведений о массе и теплоотдаче радиатора отопления не только в паспорте отопительного прибора, но и на его потребительской упаковке.

1 – http://www.rgtr.ru/
2 – http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=3790
3 – http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!denis_manturov_net_zadachi_vslepuyu_zamestit_vse_i_vsya
4 – Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5 – Закон-«спутник» Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой ФС 25 марта 2016 г. и одобрен Советом Федерации 30 марта.104-ФЗ и вступил в силу с 1 июля 2016 года, одновременно с Федеральным законом о стандартизации в России. Среди целей «спутника» также разделение сфер регулирования Федеральных законов «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ) и «О стандартизации в Российской Федерации» (от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ). Помимо этого, нормы ряда федеральных законов приводятся в соответствие со 162-ФЗ в части деятельности по стандартизации.
6 – http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=3348