Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал инициативы АПРО, направленные на дальнейшее развитие импортозамещения на российском рынке отопительных приборов и поддержку отрасли в условиях текущей экономической ситуации

22 марта 2022 г. Комитет Совета Федерации по экономической политике на своем заседании утвердил рекомендации «круглого стола» на тему «Эффективность мер государственной поддержки импортозамещающих отраслей на примере производства приборов отопления», состоявшегося на площадке Комитета 28 февраля 2022 года.

Рекомендации «круглого стола» содержат комплексный и обширный перечень предложенных аппаратом и членами Ассоциации производителей радиаторов отопления инициатив по поддержке отрасли отечественного производства отопительных приборов и дальнейшему развитию импортозамещения на российском рынке радиаторов отопления и конвекторов, а также приоритетные и первоочередные меры по защите интересов отрасли с учетом текущей экономической ситуации.

Содержащиеся в рекомендациях инициативы можно разделить на три основных блока.

Первый блок – меры по стимулированию внутреннего спроса на отопительные приборы отечественного производства на территории Российской Федерации, такие как:

– установление полного запрета на осуществление государственных (муниципальных) закупок иностранных радиаторов отопления сегментов массового спроса (алюминиевых и биметаллических секционных, а также стальных панельных) при наличии предложения российской промышленной продукции;

– установление перечня конкретных условий, производственных и технологических операций, выполнение которых необходимо для признания отопительного прибора каждого типа российской промышленной продукцией;

– установление минимальных долей закупок отопительных приборов отечественного производства компаниями с государственным участием;

– предоставление отопительным приборам отечественного производства приоритетного права доступа к закупкам региональных операторов (фондов), осуществляющих реализацию программ капитального ремонта многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации.

Второй блок – предложения, направленные на дальнейшее упорядочение функционирования российского рынка отопительных приборов и организации систем отопления в целом, а именно:

– восстановление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к радиаторам отопления и конвекторам путем определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление соответствующих контрольно-надзорных функций и проведение проверочных мероприятий;

– установление в проекте технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий» обязательных требований к отопительным приборам, в частности, требования об обязательности соблюдения стандартов на отопительные приборы, а также необходимости проведения процедуры оценки (подтверждения) их соответствия исключительно в форме сертификации;

– создание при Минстрое России рабочей группы для выработки и обсуждения комплекса мер по повышению эффективности организации и функционирования систем отопления, включая все элементы и процессы, связанные с обеспечением теплоснабжения;

– установление обязательного требования по представлению сертификатов соответствия на отопительные приборы, установленные на строительном объекте, при проведении процедур сдачи, приемки и ввода в эксплуатацию такого объекта;

– принятие мер, направленных на повышение уровня обязательных требований, контроля и ответственности за обеспечение надлежащего качества подготовки воды, циркулирующей в тепловых сетях и поступающей в отопительные приборы;

– усиление проведения таможенного контроля в целях выявления правонарушений при ввозе отопительных приборов на территорию Российской Федерации, в частности, таких как импорт несертифицированных и небезопасных отопительных приборов и занижение таможенной стоимости ввозимых товаров;

– усиление контроля подтверждения фактического ввоза на территорию Российской Федерации образцов отопительных приборов для проведения их испытаний в рамках прохождения процедуры обязательной сертификации при последующем ввозе товарных партий отопительных приборов на территорию Российской Федерации из иностранных государств;

– усиление осуществления контрольно-надзорных мероприятий за деятельностью аккредитованных лиц – органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), осуществляющих выполнение работ по оценке (подтверждению) соответствия радиаторов отопления и конвекторов отопительных установленным требованиям.

Третий блок – первоочередные меры по защите интересов отрасли в условиях текущей экономической ситуации и внешних вызовов, такие как:

– оказание российским производителям отопительных приборов содействия в принятии мер, направленных на устранение негативных последствий, связанных с прекращением поставок комплектующих, материалов и сырья для изготовления отопительных приборов из стран – участниц Европейского союза, включая поиск альтернативных источников и выстраивание логистических цепочек поставок на приемлемых условиях;

– ускорение и упрощение совершения таможенных процедур и проведения таможенного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации комплектующих, сырья и материалов, используемых для изготовления отопительных приборов на территории Российской Федерации;

– введение в отношении экспорта металлов мер таможенно-тарифного и (или) нетарифного регулирования, направленных на предотвращение возникновения дефицита и стабилизацию внутренних цен на металлургическое сырье, используемое для изготовления отопительных приборов на территории Российской Федерации;

– установление запрета на ввоз в Российскую Федерацию алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления из Украины;

– организация мониторинга цен на металлы и продукты их первичной переработки на внутреннем рынке Российской Федерации, используемые для изготовления отопительных приборов, в том числе на предмет выявления и устранения нарушений законодательства Российской Федерации о защите конкуренции, включая установление монопольно высоких цен.

Рекомендации направлены Комитетом Совета Федерации по экономической политике руководителям профильных федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств) и уполномоченных организаций для обеспечения предметной проработки предусмотренных ими предложений, инициатив и мер.

Скачать рекомендации.