Государственный надзор за обращением отопительных приборов –ключевое условие добросовестной конкуренции на российском рынке

        7 октября 2021 г. исполнительный директор  Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО) Александр  Квашнин принял  участие в общественных слушаниях по теме: «Противодействие недобросовестной конкуренции на строительном рынке Сибири в условиях нового правового регулирования государственного контроля (надзора) в Российской Федерации».
 
        Мероприятие состоялось в гибридном формате (очное участие и видеоконференция) и было организовано Общественной палатой Новосибирской области. Участие в общественных слушаниях приняли представители Общественной палаты Российской Федерации, Росстандарта, Росаккредитации, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Правительства Новосибирской области, Российского союза промышленников и предпринимателей, отраслевых бизнес-ассоциаций, общественных организаций, компаний – производителей строительных материалов и изделий. 

        В своем выступлении Александр Квашнин рассказал о том, как введение в июне 2018 года обязательной сертификации отопительных приборов в совокупности с осуществлением Росстандартом государственного контроля и надзора за ее прохождением позволили «убить двух зайцев одним выстрелом» - с одной стороны, создать эффективный механизм предотвращения введения потребителей в заблуждение и одновременно обеспечить форсированное развитие импортозамещения на российском рынке отопительных приборов и «инвестиционный бум» в отечественной отрасли их производства. 

          Вместе с тем Александр Квашнин обратил внимание участников общественных слушаний на необходимость скорейшего решения ключевой проблемы, связанной с переформатированием системы проверок обращения на рынке сертифицированной продукции в контексте нового законодательства об осуществлении государственного контроля и надзора в связи с принятием так называемого «закона-спутника».
 
      «Лишение Росстандарта контрольных функций в этой сфере с 1 июля текущего года позволяет недобросовестным участникам рынка откровенно игнорировать не только соблюдение правил проведения сертификации, но и саму необходимость ее прохождения, поскольку Росстандарт хоть и обладал небольшим штатом инспекторского персонала, тем не менее, сфокусировано осуществлял их по целевой товарной номенклатуре, а сам факт угрозы проверки тоже имел большое значение для внутренней дисциплины на рынке, а в настоящее время конкретный орган, отвечающий за контроль оборота строительных материалов и изделий был потерян» - подчеркнул Александр Квашнин.

          По результатам состоявшегося обсуждения участники общественных слушаний согласились с необходимостью реализации комплекса мер, в том числе по принятию необходимых нормативных правовых актов, для того, чтобы обеспечить на российском рынке строительных материалов и изделий функционирование эффективной системы государственного контроля и надзора, препятствующей злоупотреблениям и недобросовестной конкуренции со стороны недобропорядочных групп импортеров, оптовых поставщиков и розничных продавцов.
 
       Так, участники общественных слушаний поддержали необходимость урегулирования вопроса об осуществлении надзора за обращением на рынке отдельных строительных материалов и продукции, используемой в строительстве и, соответственно, предотвращения риска роста реализации на рынке фальсифицированной продукции, представляющей угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу для окружающей среды, интересам добросовестных производителей и экономической безопасности. 

          По итогам проведения мероприятия принята резолюция общественных слушаний, в которую, в том числе, были включены рекомендации: 
  - Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принять меры по обеспечению сохранения государственного контроля и надзора за строительными материалами и изделиями, включенными в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982, и контроля за соблюдением обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов;
  -  Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принять меры по обеспечению сохранения норм постановления № 982 путем принятия при пересмотре нормативных правовых актов в рамках регуляторной гильотины нового аналогичного постановления;
 - Государственной комиссии по противодействию  незаконному обороту  промышленной продукции, рассмотреть на заседании вопрос о четком определении в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» соответствующего вида надзора с определением его предмета и объектного состава. 

Проблему фальсификата на рынке стройматериалов обсудили в Новосибирске