Введение обязательной сертификации отопительных приборов позволило прекратить фальсификацию их характеристик, а также способствовало развитию импортозамещения

Более года назад (с 27 июня 2018 г.) на территории Российской Федерации была введена обязательная сертификация радиаторов отопления и конвекторов отопительных и за этот период уже можно подвести первые итоги применения данной регуляторной меры.

Во-первых, введение обязательной сертификации позволило решить ключевую проблему российского рынка отопительных приборов – прекратить практику введения потребителей в заблуждение путем завышения функциональных характеристик радиатора отопления или конвектора.

По экспертным оценкам, за год доля продукции с недостоверными потребительскими характеристиками на российском рынке отопительных приборов сократилась в 5-7 раз – с 35% до 5-7%.

         Основными характеристиками отопительных приборов являются номинальный тепловой поток (теплоотдача) и рабочее давление.

Теплоотдача – термическая мощность отопительного прибора, то есть его способность обогревать до определенной комфортной температуры необходимые объем и площадь помещения.

Максимально допустимое рабочее давление характеризует способность отопительного прибора выдерживать без разгерметизации и деформации резкие перепады давления, характерные для изношенной инфраструктуры ЖКХ.

В результате введения обязательной сертификации среднее выявляемое завышение теплоотдачи снизилось с 20-30% до 8-10%, то есть в два-три раза.

Практически полностью исключены случаи завышения рабочего давления отопительных приборов, что повысило уровень безопасности их эксплуатации, так как разгерметизация отопительного прибора, к сожалению, не раз приводила к нанесению ущерба здоровью и даже жизни людей от ожоговых травм.

         Во-вторых, введение обязательной сертификации существенным образом способствовало развитию импортозамещения на российском рынке отопительных приборов за счет обеспечения равных и честных «правил игры» и создания условий для добросовестной конкуренции.

Показательным здесь является сравнение объемов импорта радиаторов отопления в Россию в первом полугодии 2018 года (до обязательной сертификации) и в первом полугодии 2019 года (после ее введения).

В I полугодии 2019 года за счет сокращения объемов ввоза радиаторов отопления из иностранных государств для отечественных производителей отопительных приборов открылись возможности замещения
на внутрироссийском рынке, то есть дополнительных производства и продажи:

– в сегменте алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления – продукции массой порядка 5 тысяч тонн на сумму не менее 17,8 миллиона долларов США;

– в сегменте стальных панельных радиаторов отопления – продукции массой более 8 тысяч тонн на сумму не менее 18,2 млн. долларов США.

Объем освободившейся за полгода рыночной ниши для отечественных производителей радиаторов отопления массового спроса (алюминиевых, биметаллических и стальных панельных) составил 36 млн. долларов США и 13 тысяч тонн продукции.

         При этом отечественные производители отопительных приборов готовы к такому сценарию – темпы роста объемов промышленного производства в отрасли уже три года подряд превышают 10%, что значительно выше средних темпов роста промышленного производства.

Так, по итогам 2018 года:

– в сегменте производства алюминиевых и биметаллических радиаторов зафиксирован рост на 11,46%, то есть на 2,5 миллиона секций, производители вплотную приблизились к рекордному показателю
в 25 миллионов секций в год;

– рост в сегменте стальных панельных радиаторов составил 26,5%
с физическим приростом более чем 250 тыс. штук, в результате чего объем производства стальных панельных радиаторов отопления в России также стал рекордным и впервые превысил 1 миллион штук в год.

В-третьих, важным итогом введения обязательной сертификации стало повышение уровня цивилизованности в отрасли, когда участники рынка стали уделять большее внимание репутационной составляющей и рыночному позиционированию своих торговых марок. Причем, прежде всего, это касается импортеров и продукции иностранного производства.

Данный факт подтверждают следующие цифры.

Объем ввоза алюминиевых радиаторов отопления без торговой марки (no name) в I полугодии 2019 года упал на 60%, а доля «безымянных» алюминиевых радиаторов отопления уменьшилась почти в два раза –
с 14,9% до 7,9%. В сегменте стальных радиаторов отопления в I полугодии 2019 года доля «noname» сократилась до минимума – более чем в 16 раз и составила 0,28% от общего объема ввозимой продукции.

Наконец, ограничения ассортимента и конкуренции
на российском рынке отопительных приборов рынке, удорожания продукции вследствие введения обязательной сертификации не случилось.

Обязательную сертификацию успешно прошли все отечественные производители и все крупнейшие импортеры и поставщики отопительных приборов, причем по схеме сертификации серийного производства, позволяющей комфортно и спокойно работать на протяжении пяти лет при условии своевременного прохождения инспекционного контроля.

При этом, по экспертным оценкам, общий объем сертификационных расходов производителей и импортеров не превысил 0,3% от общего объема рынка внутрироссийского потребления отопительных приборов.

Таким образом, введение обязательной сертификации позволило обеспечить баланс интересов участников российского рынка и потребителей отопительных приборов и способствует устойчивому развитию отрасли.