Проект рекомендаций круглого стола в Торгово-промышленной палате открыт для внесения предложений

8 апреля в Торгово-промышленной палате России состоялся круглый стол “Российский рынок систем отопления – территория равных возможностей и строгих стандартов”.

Ниже прилагаем проект рекомендаций круглого стола. Предложения и замечания в проект рекомендаций принимаются до 19 апреля (направлять на info@aproea.ru). Окончательный текст рекомендаций до 1 мая будет направлен от Торгово-промышленной палаты РФ в профильные органы власти и всем участникам российского рынка радиаторов. Благодарим за сотрудничество! 

ПРОЕКТ от 14.04.2016

РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола «Российский рынок систем отопления – территория равных возможностей и строгих стандартов», состоявшегося в Торгово-промышленной палате Российской Федерации 8 апреля 2016 года

Обсудив с участием членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации, представителей Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» (далее – АПРО), предпринимательского и экспертного сообщества (производителей, поставщиков, розничных продавцов и промышленных потребителей радиаторов отопления, аккредитованных испытательных лабораторий),
в целях обеспечения развития импортозамещения на внутрироссийском рынке отопительных приборов участники круглого стола
р е к о м е н д у ю т:

 

1. Счетной палате Российской Федерации:

1.1. Провести анализ обоснованности и эффективности практики осуществления государственных закупок для федеральных нужд, закупок государственными корпорациями и иными организациями (предприятиями, акционерными обществами) с государственным участием за счет
(с привлечением) средств федерального бюджета в отношении отопительных приборов иностранного производства при наличии российских аналогов данной категории товаров.

1.2. По результатам проведения указанного анализа рассмотреть вопрос о проведении отдельного экспертно-аналитического мероприятия
по вопросам эффективности осуществления закупок отопительных приборов указанными субъектами за счет (с привлечением) средств федерального бюджета.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

2.1. Организовать работу по заключению с российскими  производителями отопительных приборов, организующих (расширяющих) мощности предприятий по их изготовлению, специальных инвестиционных контрактов для отдельных отраслей промышленности в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2015 г. № 708.

2.2. Ускорить работу по включению позиций «Радиаторы центрального отопления и их секции чугунные, стальные, биметаллические, алюминиевые и из прочих металлов» и «Конвекторы отопительные чугунные, стальные и из прочих металлов» в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982.

2.3. В случае введения обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных исходить из необходимости:

2.3.1. прохождения серийными производителями (в том числе
из третьих стран) на периодической основе обязательного инспекционного контроля технологического процесса производства в зависимости от типа изготавливаемых отопительных приборов, проводимого на территории производственного объекта (производственной площадки), что позволит исключить «кустарное» производство, использование некачественного сырья (материалов) и труда неквалифицированного персонала, а также обеспечить качественную организацию производственного процесса на предприятиях-изготовителях;

2.3.2. осуществления лабораторных испытаний отопительных приборов исключительно лицами, аккредитованными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральной службой по аккредитации).

2.4. Поддержать инициативу АПРО по вопросу о внесении изменений
в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) в части дополнения ТН ВЭД ЕАЭС подсубпозициями 7616 99 100 2 «Радиаторы для центрального отопления с неэлектрическим нагревом и их части,
из алюминия» и 7616 99 100 3 «Биметаллические радиаторы для центрального отопления с неэлектрическим нагревом и их части
из алюминия».

2.5. Рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности установления постановлением Правительства Российской Федерации временного (сроком на полгода) запрета на вывоз из Российской Федерации отходов и лома черных металлов, слитков черных металлов для переплавки (шихтовых слитков) (код ТН ВЭД ЕАЭС 7204) и отходов и лома алюминиевых (код ТН ВЭД ЕАЭС 7602 00).

2.6. Провести консультации на уровне заместителей министров
с Министерством экономического развития Российской Федерации
по вопросу о необходимости включения позиций «Радиаторы отопления и
их секции из прочих металлов (25.21.11.120)» и «Конвекторы отопительные из прочих металлов (25.21.11.160)» в перечень товаров, в отношении которых при участии в государственных и муниципальных закупках российской продукции (а также продукции, происходящей из других государств – членов Евразийского экономического союза) предоставляется 15-процентные ценовые преимущества (указанный перечень предусмотрен приказом Министерства экономического развития от 25 марта 2014 г. № 155
«Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

 

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

3.1. Обеспечить внесение в нормативные правовые акты Российской Федерации положений, предусматривающих обязанность строительных, ремонтных и жилищно-коммунальных организаций по приобретению безопасных и качественных отопительных приборов, технические характеристики которых, заявленные на упаковке и в сопроводительной документации, соответствуют фактическим показателям, а также нормативно установленным параметрам (в том числе путем указания в нормативных правовых актах ссылок на межгосударственные и национальные стандарты).

3.2. О необходимости введения требований об учете положений
ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» проектировочными, инженерными, изыскательскими и архитектурными организациями при осуществлении подготовки документации
на строительство жилых, производственных и общественных зданий.

3.3. Поддержать предложение по включению позиций «Радиаторы центрального отопления и их секции чугунные, стальные, биметаллические, алюминиевые и из прочих металлов» и «Конвекторы отопительные чугунные, стальные и из прочих металлов» в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982, а также проработать вопрос о форме и содержании обязательных требований, устанавливаемых в отношении радиаторов отопления и конвекторов отопительных в целях проведения их сертификации.

3.4. Рассмотреть возможность конкретизации требований в отношении отопительных приборов в рамках проводимой работы по внесению изменений в свод правил СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

3.5. Внести в Евразийскую экономическую комиссию предложения
по установлению обязательных требований и правил в отношении радиаторов отопления как строительных изделий в проекте технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» и (или) перечнях стандартов к данному техническому регламенту, включая необходимость подтверждения соответствия отопительных приборов в форме сертификации.

3.6. Направить в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии предложение о дополнении межгосударственным стандартом ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и национальным стандартом ГОСТ Р 53583-2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний» перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых
на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 30 марта 2015 г. № 365.

 

4. Федеральной таможенной службе:

4.1. Рассмотреть вопрос об установлении «профиля риска минимально возможной стоимости» в отношении алюминиевых, биметаллических, чугунных и стальных радиаторов отопления, ввозимых в Российскую Федерацию (исходя из презумпции, что достоверная таможенная стоимость ввозимой партии алюминиевых и (или) биметаллических радиаторов отопления не может составлять менее чем 2,4 доллара США на килограмм веса нетто ввозимых радиаторов отопления.

4.2. Привлекать к участию в рассмотрении дел в судах о корректировке таможенной стоимости радиаторов отопления, ввозимых на территорию Российской Федерации, Ассоциацию производителей радиаторов отопления «АПРО» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора.

 

 

 

5. Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору:

5.1. Рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности выработки механизмов повышения эффективности государственного строительного надзора за безопасностью радиаторов отопления, устанавливаемых в жилых, общественных и промышленных зданиях.

5.2. Рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности формирования механизмов проверки сопроводительной документации (паспортов отопительных приборов, инструкций по монтажу отопительных приборов) и документов о подтверждении соответствия радиаторов отопления при осуществлении государственного контроля (надзора)
на строительных объектах и мероприятий по приемке (вводу в эксплуатацию) жилых зданий.

5.3. В случае поступления информации от Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» рассмотреть информацию о монтаже и эксплуатации небезопасных радиаторов отопления, создающих угрозу для причинения ущерба в результате возможных аварий отопительных приборов, для ее проверки в рамках осуществления государственного энергетического надзора.

 

6. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии:

6.1. Учесть мнение АПРО и консолидированную позицию российских производителей радиаторов отопления о преждевременности обширной гармонизации ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и ГОСТ Р 53583-2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний» со стандартами Европейского союза, такими как EN 442-1:2015-03 «Радиаторы и конвекторы. Технические условия и требования», EN 442-2:2015-03 «Радиаторы и конвекторы. Методы испытаний и оценки», EN834:2013 «Устройства для распределения потребленной тепловой энергии от комнатных отопительных приборов. Устройства с автономным источником электроснабжения» в связи
с отсутствием сложившейся и обобщенной практики применения указанных европейских стандартов.

6.2. Отметить позицию представителей экспертного сообщества (испытательных лабораторий) о необходимости проработки вопроса
о «точечной» корректировке положений ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» в части уточнения методов проведения испытаний отопительных приборов и ГОСТ Р 53583-2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний» в части сближения
с требованиями к испытательной климатической камере, предусмотренными
EN 442-2:2015-03 «Радиаторы и конвекторы. Методы испытаний и оценки», что особенно актуально при организации новых испытательных лабораторий отопительных приборов.

6.3. Совместно с Федеральной службой по аккредитации рассмотреть проект национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных», подготовленный АПРО, и направить на него отзыв.

 

7. Евразийской экономической комиссии:

7.1. После поступления от АПРО заявления о начале проведения антидемпингового расследования в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, происходящих из Китайской Народной Республики, оказать АПРО необходимую методическую и консультационную помощь силами сотрудников Департамента защиты внутреннего рынка в случае необходимости доработки заявления.

7.2. Оказать содействие в продвижении предложений федеральных органов исполнительной власти, направленных на реализацию настоящих рекомендаций, в случае их поступления в виде позиции Российской Федерации или ее уполномоченных органов.

8. Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»:

8.1. Проработать вопрос о закреплении в договорах (контрактах)
на выполнение строительных работ по ремонту многоквартирных домов,
по которым заказчиком привлекаются средства Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», условия об обязательном монтаже тех радиаторов отопления, которые имеют документ (сертификат) о подтверждении их соответствия ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», выданный
по результатам проведения испытаний по ГОСТ Р 53583-2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний».

8.2. Провести анализ и расчеты ущерба, нанесенного жилищно-коммунальной инфраструктуре в связи с авариями внутридомовых отопительных приборов (радиаторов отопления).

 

9. Национальному объединению строителей «НОСТРОЙ»:

9.1. Проработать с саморегулируемыми организациями вопрос
о необходимости рекомендовать строительным (подрядным) организациям при осуществлении закупок радиаторов отопления для их монтажа
на строительных объектах исходить из обязательности сопровождения таких радиаторов отопления документом (сертификатом) о подтверждении
их соответствия ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», выданным по результатам проведения испытаний
по ГОСТ Р 53583-2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний».

9.2. Проработать вопрос об активизации использования Системы добровольной оценки соответствия (СДОС) «НОСТРОЙ», являющейся универсальной, общеотраслевой и общенациональной сертификационной системой в строительстве, для осуществления подтверждения соответствия радиаторов отопления.

9.3. Рассмотреть вопрос о заключении меморандума
о взаимопонимании и сотрудничестве между Национальный объединением строителей «НОСТРОЙ» и Ассоциацией производителей радиаторов отопления «АПРО».

9.4. Проработать с АПРО вопрос о создании системы добровольной верификации отопительных приборов под контролем профессионального сообщества (производителей и промышленных потребителей, а также
их объединений) с учетом существующего опыта европейских сертификационных систем в инженерно-строительной области, таких как TÜV и EUROVENT.

 

10. Российской системе качества «Роскачество»:

10.1. Проработать вопрос о проведении независимой экспертизы радиаторов отопления в рамках веерных потребительских исследований и мероприятий по контролю качества в рамках российской системы качества «Роскачество».

10.2. Проработать вопрос о взаимодействии с Ассоциацией производителей радиаторов отопления «АПРО» и ее членами
в целях:

10.2.1. организации включения радиаторов отопления в реестр товаров российской системы качества «Роскачество»;

10.2.2. маркировки радиаторов отопления, соответствующих высоким требованиям к безопасности, качеству и энергоэффективности, национальным Российским Знаком качества;

10.2.3. организации информационного продвижения радиаторов отопления российского производства и с высоким уровнем локализации
в точках розничной продажи строительных материалов и изделий.  

10.3. В целях организации данной работы на системной основе рассмотреть вопрос о заключении меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между российской системой качества «Роскачество» и Ассоциацией производителей радиаторов отопления «АПРО».

 

11. Организациям, осуществляющим розничную продажу радиаторов отопления:

11.1. В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей о предоставлении потребителям полной и достоверной информации о потребительских свойствах реализуемых товаров предусматривать в договорах поставки радиаторов отопления в торговые сети (точки розничной продажи) условие
о сопровождении радиаторов отопления документами (сертификатами, протоколами испытаний), подтверждающими соответствие фактических характеристик (потребительских свойств) поставляемых радиаторов отопления техническим параметрам (в частности, весовым параметрам и показателям теплоотдачи), заявленным производителями на упаковке и (или) в сопроводительной документации (паспорте отопительного прибора).

11.2. Учитывать, что в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона от 26 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации
в Российской Федерации» знаком национальной системы стандартизации (ГОСТ Р) может маркироваться исключительно продукция, действительно соответствующая национальному стандарту, упаковка и (или) эксплуатационная или иная документация, прилагаемая к такой продукции.

 

12. Аппарату Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО»:

12.1. Рассмотреть вопрос о консолидации работы по поддержке и защите интересов российских производителей отрасли климатического оборудования в целом с выделением в ней соответствующих подотраслей (отопительные приборы, котлы, вентиляционное оборудование, системы кондиционирования и т.д.).

12.2. Продолжить работу по проведению мероприятий общественного контроля по направлению мониторинга безопасности и качества отопительных приборов, достоверности информации, предоставляемой потребителям о данной категории товаров, а также по освещению результатов проведения данных мероприятий в средствах массовой информации в целях подтверждения высокого уровня социальной значимости отрасли отопительных приборов для населения.

12.3. При содействии Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию социальной инфраструктуры,
местного самоуправления и ЖКХ организовать взаимодействие
с общественными советами при Федеральной таможенной службе, Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору.

12.4. Проработать вопрос о возможности использования новых механизмов контроля за безопасностью и качеством отопительных приборов, а также достоверностью информации о них в розничной сети,
в частности, с использованием инструментов информационного обмена
в рамках новой системы контрольно-кассовой техники.

12.5. В рамках реализации Меморандума о взаимопонимании, сотрудничестве и добросовестной конкуренции, заключенного 3 февраля 2016 г., активизировать взаимодействие с Международной ассоциацией производителей алюминиевых радиаторов (AIRAL) по следующим направлениям:

12.5.1. проведение испытаний радиаторов отопления на базе российских и европейских научных институтов и испытательных лабораторий (центров);

12.5.2. проведение скоординированных информационных кампаний для распространения информации о целях, ходе и результатах деятельности АПРО и AIRAL;

12.5.3. продвижение инициатив по введению технического регулирования для обеспечения защиты прав и законных интересов добросовестных производителей и розничных продавцов, а также конечных потребителей радиаторов отопления.

12.6. Рассмотреть вопрос о заключении меморандумов
о взаимопонимании и сотрудничестве с Национальным объединением строителей «НОСТРОЙ», Российской системой качества «Роскачество», Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ).

12.7. Провести переговоры по подготовке текста и заключению меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между АПРО и Миланским политехническим университетом, предусмотрев в нем проведение в Российской Федерации и Итальянской Республике межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), а также других испытаний отопительных приборов как по стандартам, применяемым в Российской Федерации, так и по стандартам Европейского союза.

12.8. Продолжить работу по подготовке и заключению Соглашения
о сотрудничестве между АПРО и Межрегиональным общественным движением «В защиту человека труда».

12.9. При содействии Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия рассмотреть возможность подготовки и внесения материалов об имеющейся практике обращения на рынке контрафактных, недоброкачественных и фальсифицированных отопительных приборов для рассмотрения в рамках Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

12.10. В связи с предложением Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности проведения совместного мероприятия (съезда или конференции) добросовестных производителей, импортеров, поставщиков и розничных продавцов отопительных приборов, а также лабораторий (центров), осуществляющих испытания отопительных приборов.

12.11. Обеспечить проведение мониторинга выполнения настоящих рекомендаций.

12.12. О результатах выполнения настоящих рекомендаций проинформировать Председателя и членов Наблюдательного Совета АПРО, а также Торгово-промышленную палату Российской Федерации.