Проблемы и решения таможенно-тарифного регулирования рынка радиаторов

Серьезный вызов, стоящий сегодня перед рынком климатического оборудования, заключается в несовершенстве контроля таможенной стоимости ввозимых в нашу страну радиаторов отопления. Экспертный совет Госдумы по импортозамещению и Ассоциация производителей радиаторов отопления АПРО уделяют особое внимание данной проблеме.


Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Наблюдательного совета АПРО Сергей Шатиров отмечает: «Почему отечественные радиаторы составляют всего 10% рынка? Потому что на территорию нашей страны ввозится недоброкачественный, «серый» импорт из стран Юго-Восточной Азии. Цену на него можно сравнить с ценой за алюминиевый металлолом – очевидно, что поставщикам выгоднее приобретать более дешевую продукцию, жертвуя качеством».

Генеральный директор ЗАО «Рифар» Александр Лобач подчеркивает: «Занижение таможенной стоимости не позволяет российским предприятиям работать эффективно. Минимум 32 процента отопительной продукции из Китая идет по «серому» варианту. Самые скромные потери федерального бюджета при этом – более 300 миллионов рублей за 2014 год».

По словам Александра Лобача, ситуация усугубляется тем, что недобросовестные китайские производители проводят политику демпинга, то есть продают товары по искусственно заниженным ценам. «К примеру, в Европе уже несколько лет действует антидемпинговая пошлина, которая составляет до 61 процента на китайские тепловые приборы. Что касается ситуации на российском рынке, то в нашей стране доля китайской продукции от общего импорта в 2013 году составила 79 процентов, в 2014 году – 83 процента, первая половина 2015 года – 86 процентов. То есть 86 из 100 отопительных приборов приходит из Китая», – заявляет Александр Лобач.

Директор Департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Илья Чигирь отмечает: «Ввоз радиаторов отопления на таможенную территорию Российской Федерации в настоящее время облагается ввозной пошлиной в размере 9 процентов таможенной пошлины. Она была установлена 1 сентября 2013 года, и на данный момент является максимально возможной в соответствии с тарифными обязательствами ВТО. Превышение данного уровня будет являться нарушением правил Всемирной торговой организации».

Исполняющий обязанности заместителя начальника Управления рисков и оперативного контроля Александр Гуськов заверяет: «Федеральная таможенная служба заинтересована в нормализации рынка климатического оборудования. Сейчас уже начата работа совместно с Ассоциацией производителей радиаторов отопления, которая информационно поддерживает таможенные органы, в частности предоставляет ценовые ориентиры, с которыми мы сравниваем таможенную стоимость импортируемой отопительной продукции».

Под кураторством АПРО в Минэкономразвития и Федеральную таможенную службу направлены обращения с предложением совершенствования таможенно-тарифного регулирования. Так, предлагается изменить Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза: повысить адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления при одновременном снижении адвалорных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении оборудования и комплектующих, применяемых при производстве радиаторов отопления.

Также планируется ввести строгий контроль таможенной стоимости алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, ввозимых из Китайской Народной Республики и других стран Юго-Восточной Азии. Наконец, АПРО будут привлекать к участию в рассмотрении дел в судах о корректировке таможенной стоимости ввозимых радиаторов отопления в качестве третьей стороны.

Данные мероприятия позволят обеспечить сбор в федеральный бюджет дополнительных доходов от ввозных таможенных пошлин в размере более 1,5 млрд. рублей ежегодно.