Приостановлен статус аккредитации органа по сертификации, ранее выдавшего значительное количество сертификатов соответствия на отопительные приборы

Начиная с августа 2018 года, Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» неоднократно обращалась в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация) с жалобами по вопросам наличия в деятельности органа по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11АВ29) признаков возможных нарушений, допущенных при проведении работ по вопросам обязательной сертификации отопительных приборов.

Очередное такое обращение в Росаккредитацию было направлено АПРО 29 апреля 2019 г. по итогам Общего собрания членов Ассоциации.

Согласно ответу Росаккредитации, действие аккредитации органа по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг» приостановлено в отношении всей области аккредитации в соответствии с приказом Росаккредитации от 26 июня 2019 г. № ПК2-576.

При этом Росаккредитация также сообщает, что данное решение было принято по результатам проведения в отношении органа по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг» процедуры подтверждения компетентности, по результатам которой были выявлены несоответствия данного органа по сертификации критериям аккредитации, установленным пунктами 6, 8, 9 и 10 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326.

Справочно:

В соответствии с пунктами 6, 8, 9 и 10 Критериев аккредитации орган по сертификации должен обеспечивать:

– наличие системы менеджмента качества и соблюдать в деятельности органа по сертификации требования системы менеджмента качества, установленные в руководстве по качеству органа по сертификации;

– наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия;

– наличие у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия соответствующего образования и опыта работы;

– наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в реестре аккредитованных лиц.

Следует также отметить, что аккредитация органа по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг» в полном объеме, то есть в отношении всей области аккредитации, приостанавливалась и ранее (на основании решения Росаккредитации от 26 октября 2018 г. № 62-ПО) и была возобновлена только с 15 апреля 2019 года.

В соответствии с частью 13 статьи 23 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» орган по сертификации не вправе выдавать документы в определенной области аккредитации, если действие аккредитации в данной области аккредитации приостановлено, включая сертификаты соответствия, а также принимать заявки и комплекты доказательственных материалов на проведение обязательной сертификации.

В этой связи обращаем внимание участников российского рынка отопительных приборов, являющихся потенциальными заявителями на проведение их обязательной сертификации, на тот факт, что орган по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг», начиная с 26 июня 2019 г., и до возобновления аккредитации, не может проводить работы по обязательной сертификации отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов отопительных) и выдавать на них сертификаты, принимать заявки и документы на сертификацию, заключать договоры на проведение сертификации, то есть как завершать проведение начатых, так и начинать проведение новых сертификационных процедур.

Одновременно информируем, что приостановление действия аккредитации органа по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг» автоматически не влечет приостановление или прекращение действия сертификатов соответствия на отопительные приборы, ранее выданных этим органом по сертификации в период действия его аккредитации.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 6.2.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58065-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных» сертификация серийного производства радиаторов отопления и (или) конвекторов отопительных по схеме 4с включает, в том числе, последующий инспекционный контроль.

Последующий инспекционный контроль проводится органом по сертификации не реже чем один раз в два года с даты выдачи сертификата соответствия и включает испытания образцов, отобранных у изготовителя, и проведение анализа состояния производства у изготовителя.

При этом согласно пункту 9.2 ГОСТ Р 58065-2018 инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию.

Вместе с тем пункт 9.10 ГОСТ Р 58065-2018 предусматривает, что этапы инспекционного контроля и порядок его выполнения, а также формы оформления его результатов и порядок проведения испытаний радиаторов отопления и (или) отопительных конвекторов при выполнении инспекционного контроля установлены в ГОСТ 31815-2012, который является ссылочным стандартом к ГОСТ Р 58065-2018.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 3.3 межгосударственного стандарта ГОСТ 31815-2012 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации» инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию, а в случае прекращения деятельности органа по сертификации, инспекционный контроль может проводиться другим уполномоченным на это органом по сертификации.

При этом согласно пункту 9.3 ГОСТ Р 58065-2018 основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом
по сертификации, или специальный (отдельный) договор между указанными сторонами о проведении инспекционного контроля.

В этой связи в случае прекращения действия аккредитации органа по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг» или сокращения области его аккредитации в части радиаторов отопления и конвекторов отопительных, заявители смогут обеспечить проведение инспекционного контроля посредством заключения с любым аккредитованным органом по сертификации, имеющим в области аккредитации радиаторы отопления и конвекторы отопительные, отдельного договора о проведении инспекционного контроля.

В то же время заявителем должны быть соблюдены сроки (периодичность) проведения инспекционного контроля, установленные ГОСТ Р 58065-2018 (не реже одного раза в два года), а в случае если такие сроки (периодичность) проведения инспекционного контроля были установлены в изначальном договоре на сертификацию – также и установленные таким договором сроки, в том числе более короткие сроки, а непроведение инспекционного контроля в установленные сроки может стать основанием для прекращения действия сертификата соответствия.

В этой связи рекомендуем участникам российского рынка отопительных приборов, являющимся держателями сертификатов соответствия на радиаторы отопления или конвекторы отопительные, выданных органом по сертификации продукции «ЛСМ» ООО «Трансконсалтинг», заблаговременно проработать вопросы, связанные с организацией проведения инспекционного контроля своей продукции.

АПРО об простановлении ОСП ЛСМ