Позиция АПРО по итогам «Aqua-Therm Moscow 2016»

Российские производители радиаторов отопления готовы к 2020 году заместить до половины потребностей на российском рынке потребления.

Государственная поддержка в виде финансовых вложений им не требуется, все их инвестиции частные и преимущественно уже внесены в расширение производственных мощностей и создание новых промышленных предприятий.

Единые и равные правила игры для отечественных производителей, импортеров и розничных продавцов радиаторов отопления – это очевидные, на наш взгляд, «ШЕСТЬ ПРОСТЫХ ИСТИН»:

1. Радиаторы отопления должны быть безопасны.

Во всем мире и в России эта цель достигается, во-первых, путем установления единых обязательных требований к безопасности, во-вторых, посредством обязанности обеспечивать проведение испытаний продукции на предмет оценки соответствия этим общим для всех требованиям с выдачей документов по единой форме, то есть внедрения системы сертификации продукции.

На данный момент существующий ГОСТ СНГ на отопительные приборы учитывает особенности эксплуатации радиаторов отопления в наших климатических условиях и в наших магистральных тепловых сетях, поэтому он должен быть взят за основу для установления таких требований. К этому ГОСТу также присоединились все государства–члены Евразийского экономического союза, что важно для нашего единого рынка товаров.

Случаи причинения вреда имуществу, здоровью и даже жизни от разгерметизации радиаторов отопления стали тенденцией и от этого никто не застрахован.

2. Потребитель должен знать, что он приобретает.

Необходимо обеспечить выполнение требований законодательства о защите прав потребителей, а именно соблюдение их права на достоверную и полную информацию о потребительских свойствах приобретаемой продукции.

Недопустима широко распространенная обманная практика, когда технические характеристики радиатора отопления (вес, теплоотдача), заявленные на упаковке и в сопроводительной документации, не соответствуют фактическим на 10, 20, а то и 30%.

3. Схемы «серого импорта» и демпинга должны уйти в прошлое.

Больше недопустимо получение конкурентных преимуществ за счет недостоверного таможенного декларирования стоимости ввозимых в Россию радиаторов отопления. В условиях тяжелой ситуации с бюджетом необходимо отслеживать и пресекать случаи недополучения таможенных доходов из-за желания импортеров обеспечить себе сверхприбыли и конкурентные преимущества. Кроме того, в отношении импорта из КНР возможно будет введена весомая антидемпинговая мера, как это произошло в Евросоюзе (61,4%).

4. Государство будет защищать интересы своих производителей.

Те, кто вложил инвестиции в российские производства, увеличил поступления налогов в бюджет, создал новые рабочие места, рано или поздно добьется защиты своих интересов государством.

Так, было везде, во всех странах мира и постепенно происходит в самых различных отраслях экономики России. Государство никогда не поставит в приоритет «хотелки» импортеров и владельцев «карманных отверточных» производств, под «флагом импортозамещения» производитель добьется своего.

5. Объем рынка слишком вырос для того, чтобы и дальше оставаться «диким» и вне сферы государственного регулирования.

Этап бурного роста и первоначального накопления капитала в отрасли радиаторов отопления закончился. Теперь объем рынка потребления уже ощутим для государства и значим для влиятельной отечественной отрасли цветной металлургии.

Делать все «как я хочу» больше не смогут ни производители, ни импортеры, ни продавцы, на рынке в ближайшее время возникнет система государственного регулирования.

Важно это понять и совместно сделать так, чтобы в этом регулировании не было «перекосов», травматичных для самой отрасли, и способствовать этому можно только совместно.

6. Позиция участников рынка должна быть консолидированной.

Голос участников рынка должен быть единым. Отрасли, которые разобщены, не воспринимаются государством всерьез. Ведомства не будут общаться отдельно с каждым, даже крупным производителем или импортером («когда в хоре все поют разные песни, ничего невозможно разобрать»). Кто-то должен консолидировать позицию отрасли, и тогда она будет услышана государством.

Для этих целей и создана Ассоциация производителей радиаторов топления «АПРО»: вместе, в единстве отрасль сильна, в конфликтах ее голос потеряется.

При этом АПРО полностью отдает себе отчет в том, что консолидация позиции отрасли – это не продавливание чьего-либо частного мнения, а поиск баланса интересов и приемлемых компромиссов.

А компромисс бывает двух видов – союз со здравым смыслом или сделка с совестью. На первое мы готовы, на второе – нет.

 

Александр Квашнин