МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДА НАКАНУНЕ ДНЯ БОЛЬШОЙ ПОБЕДЫ

   Отопительные приборы отечественного производства получили приоритетный доступ к государственным и муниципальным закупкам путем использования в отношении радиаторов отопления и конвекторов иностранного производства правила «третий лишний»

   1 мая 2020 г. на официальном Интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005010008) опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление).

   Постановление предусматривает приоритет доступа отечественных товаров к государственным и муниципальным закупкам с использованием в отношении продукции иностранного производства так называемого «правила третий лишний». Данное правило означает, что при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, содержащих предложения о поставке продукции внутреннего производства.

   При этом в перечень промышленных товаров, на которые распространяются предусмотренные Постановлением ограничения по участию иностранной продукции в закупках для государственных и муниципальных нужд, включены радиаторы отопления и конвекторы всех типов и из всех видов металлов: алюминиевые, биметаллические, стальные панельные и чугунные радиаторы отопления, конвекторы стальные и медно-алюминиевые всех типов монтажа, включая внутрипольные (коды ОК 034-2014 (КПЕС 2008) – ОКПД2 с 25.21.11.110 по 25.21.11.160 включительно).

   Следует отметить, что Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» с 2016 года настойчиво выступала перед уполномоченными органами власти с инициативой о предоставлении отечественным производителям отопительных приборов преференций при участии в закупках товаров для государственных и муниципальных нужд.

   Направленная в сентябре 2019 года седьмая по счету за пять лет заявка АПРО по данному вопросу, наконец, принесла желаемый результат! При этом «правило третий лишний» на практике считается одной из наиболее жестких моделей по ограничению доступа иностранных товаров на рынок госзакупок и ранее применялось, как правило, в отношении товаров, имеющих стратегическое значение для безопасности или здоровья населения. Поэтому максимальный результат в данном случае компенсирует длительность его достижения!

   Постановление вступило в силу уже с 1 мая 2020 г. и распространяется на все государственные и муниципальные закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок и приглашения принять участие в которых направлены начиная с этой даты.

   Что же необходимо для того, чтобы правило «третий лишний» работало, а отечественные производители могли воспользоваться преимуществами доступа к закупкам отопительных приборов для государственных и муниципальных нужд?

   Во-первых, ограничение для доступа иностранных товаров не распространяется на продукцию, страной происхождения которой являются государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что обусловлено международно-правовыми обязательствами Российской Федерации в рамках евразийской экономической интеграции (национальный режим в государственных закупках, предусмотренный Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года).

   Таким образом, с одной стороны, преимуществами доступа к госзакупкам в полной мере смогут воспользоваться производители отопительных приборов из Республики Беларусь и Республики Казахстан.

   С другой стороны, чтобы «правило третий лишний» работало, достаточно подачи соответствующих установленным заказчиком требованиям двух заявок с предложениями о поставке отопительных приборов не обязательно только российского производства, но и производства стран ЕАЭС (например, одна заявка российского и одна заявка белорусского производителя). То есть, это условие, наоборот, расширяет спектр случаев ограничения доступа к государственным закупкам отопительных приборов, происходящих из так называемых третьих стран, то есть государств, не входящих в ЕАЭС, что также выгодно российским производителям.

   Во-вторых, такие заявки о поставках российских и (при наличии) других «евразийских» отопительных приборов не должны содержать предложений о поставке одного и того же вида (типа) отопительного прибора (в том числе с учетом кода ОКПД2) одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц. Это условие призвано не допустить ограничения конкуренции. Поэтому, чтобы «правило третий лишний» применялось максимально широко, призываем отечественных производителей радиаторов отопления и конвекторов активно участвовать в прямых закупках отопительных приборов для государственных и муниципальных нужд.

   В-третьих, для того, чтобы воспользоваться предусмотренным Постановлением преимуществом, производителям и (или) поставщикам отопительных приборов внутреннего производства потребуется подтвердить, что страной происхождения радиаторов отопления или конвекторов является именно Российская Федерация или другая страна ЕАЭС.

   Для поставщиков российских отопительных приборов таким подтверждением является наличие сведений в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Основанием для включения в реестр российской промышленной продукции является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, также выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

   Производителям или поставщикам отопительных приборов из других государств – членов ЕАЭС для такого подтверждения необходимо получить в уполномоченной организации (торгово-промышленной палате, палате предпринимателей) своей страны так называемый сертификат СТ-1 – сертификат о происхождении товара, выдаваемый по форме и критериям, установленным Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.

   Важным упрощением для российских и «евразийских» производителей отопительных приборов является также то, что такое подтверждение не обязательно представлять сразу на этапе подачи заявки на участие в государственных закупках.

   Согласно Постановлению сама заявка является обязательством участника размещения государственного или муниципального заказа, предлагающего к поставке российскую или «евразийскую» продукцию, представить такое подтверждение в дальнейшем.

   В результате, выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности (для российских товаров), или копию сертификата СТ-1 (для товаров из других государств – членов ЕАЭС) можно будет представить только лишь на этапе исполнения контракта, уже будучи уверенным в получении государственного или муниципального заказа.

   В-четвертых, постановление и «правило третий лишний» применяются в отношении прямых закупок отопительных приборов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

   Вместе с тем Постановление и «правило третий лишний» и НЕ распространяются на:
– закупки компаний с государственным участием и отдельных видов юридических лиц, проводимые по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
– закупки фондов (региональных операторов) программ капитального ремонта многоквартирных домов;
– закупки отопительных приборов, осуществляемые строительными организациями, являющимися подрядчиками и (или) исполнителями иных работ по государственным и муниципальным контрактам.

   Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» благодарит Департамент металлургии и материалов Минпромторга России и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целом за последовательные и эффективные усилия по развитию импортозамещения на российском рынке отопительных приборов и реальные меры по защите экономических интересов отечественных производителей радиаторов отопления и конвекторов. Все заводы-члены АПРО поздравляем с нашей маленькой общей победой, ставшей редкой, но столь необходимой хорошей новостью, в текущих непростых условиях!