АПРО высказалась в поддержку введения системы нотификации органов по оценке соответствия

В марте Президент России Владимир Путин поддержал предложение Российского союза промышленников и предпринимателей о наведении порядка в сфере сертификации продукции: «Безусловно, мы должны оградить потребителя (от некачественной продукции), а для участников экономической деятельности создать необходимые прозрачные условия конкуренции». Вместе с тем президент предостерёг, «чтобы создаваемые инструменты сами не стали бы инструментом недобросовестной конкуренции, чтобы они не создавали условий для злоупотреблений».

Для дальнейшей проработки инициативы 1 августа 2016 г. в Минэкономразвития России состоялось совещание по вопросу о введении процедуры нотификации аккредитованных органов, осуществляющих обязательную сертификацию отдельных видов товаров.

Совещание проходило под председательством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Саввы Шипова с участием заместителя Руководителя Федеральной службы по аккредитации Сергея Мигина, представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представителей бизнес-сообщества – национальных предпринимательских объединений и отраслевых бизнес-ассоциаций, в том числе Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО».

В ходе совещания обсуждались возможные варианты введения процедуры нотификации в отношении сертификационных органов, осуществляющих обязательную оценку соответствия отдельных видов товаров, наиболее «чувствительных» с точки зрения обеспечения безопасности потребителей.
В ходе совещания исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» Александр Квашнин отметил, что российские производители радиаторов отопления в целом поддерживают идею Российского союза промышленников и предпринимателей по внедрению процедуры нотификации сертификационных органов, так как это позволит «навести на рынке порядок».

«В настоящее время в сфере подтверждения соответствия сложилась достаточно тяжелая ситуация. На рынке работают сотни органов по оценке соответствия, области аккредитации которых нередко не соответствуют уровню их компетентности (технического оснащения и квалификации персонала). Несмотря на активную работу Росаккредитации по выявлению «лжелабораторий» и лабораторий, не соответствующих требованиям по подтверждению компетентности, значительное число участников рынка в настоящее время не могут эффективно контролироваться Росаккредитацией», – констатировал Александр Квашнин.

При этом в отношении алгоритма введения процедуры нотификации АПРО исходит из следующих подходов:

ПЕРВОЕ.
Необходимо ужесточить квалтребования к входу на рынок, что позволит уменьшить число подконтрольных субъектов и упростить надзор за их деятельностью.
Органы по оценке соответствия должны иметь весь необходимый объем материально-технических средств, включая метрологическую базу (средства измерений, стандартные образцы), причем на праве собственности, а не в аренде, а также быть укомплектованными на штатной основе высококвалифицированным персоналом экспертов.

Справочно:
Так, в настоящее на рынке испытаний отопительных приборов лишь единицы лабораторий имеют в своем распоряжении климатические камеры, необходимые для измерения основного потребительского свойства отопительного прибора – теплоотдачи (номинального теплового потока), а также аттестованные стенды для проверки отопительных приборов под избыточным давлением на показатели безопасности (статической прочности и герметичности). В то же время сертификаты о соответствии отопительных приборов требованиям ГОСТ в рамках добровольного подтверждения соответствия в настоящее время оформляются и выдаются десятками испытательных лабораторий.

ВТОРОЕ.
Разрешительные и контрольно-надзорные функции за нотифицируемыми субъектами могут быть децентрализованы по отраслевым регуляторам.
Отраслевики в наибольшей степени владеют информацией о продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).
Это позволит повысить эффективность надзора за счет сфокусированности отраслевых регуляторов на органах, осуществляющих деятельность в соответствующей области аккредитации.

ТРЕТЬЕ.
Введение системы нотификации должно позволить начать формирование системы референтных лабораторий, результаты испытаний (исследований, измерений) которых должны считаться окончательными при разрешении спорных случаев, возникающих в связи несовпадающими или неоднозначными результатами испытаний. Такой подход успешно зарекомендовал себя в деятельности метрологических центров по обеспечению единства измерений.
Справочно:
В частности, на рынке радиаторов отопления в настоящее время имеются дефицит доверия к результатам испытаний отопительных приборов, проведенных в российских лабораториях, и частые случаи несовпадения таких результатов. Такая ситуация вынуждает российских производителей радиаторов отопления проводить испытания своей продукции в ведущей иностранной лаборатории Миланского политехнического университета в маркетинговых и репутационных целях.

НАКОНЕЦ, В-ЧЕТВЕРТЫХ.
В отношении отдельных групп товаров, включенных в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее – Единый перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982, процедура нотификации органов по оценке соответствия таких групп товаров может быть введена в ближайшее время и на национальном уровне без внесения каких-либо изменений.

Совещание проводилось Минэкономразвития России в целях обеспечения реализации поручения Президента России Владимира Путина, которое было дано в апреле текущего года по итогам его участия в Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Доклад с предложениями по вопросу о введении процедуры нотификации в отношении аккредитованных органов, осуществляющих обязательную сертификацию отдельных групп товаров, должен быть представлен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации до 10 августа 2016 года.

Остается надеяться, что поддержанное Президентом России предложение бизнес-сообщества по наведению дисциплины и обеспечению ответственности на рынке сертификационных работ и обеспечения безопасности товаров будет надлежащим образом реализовано уполномоченными министерствами и ведомствами.