АПРО и Госдума разработали план мероприятий по развитию рынка радиаторов отопления Евразийского экономического союза

Ассоциация производителей радиаторов отопления АПРО совместно с Экспертным советом по импортозамещению Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству провели масштабную работу по оценке состояния рынка климатического оборудования в России и возможностей его развития с привлечением всех заинтересованных сторон.


В результате разработаны конкретные предложения для государственных органов власти, наднациональных организаций, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества. Реализация данного плана мероприятий позволит создать благоприятные условия для развития производства радиаторов отопления в России и других странах-участницах Евразийского экономического союза.

Председатель Экспертного совета по импортозамещению, депутат Государственной Думы РФ Игорь Игошин: «В ходе обсуждений и всей предварительной работы мы поняли, что между ведомствами существует консенсус в вопросах дальнейшего развития отрасли климатического оборудования, который и был зафиксирован в подготовленных рекомендациях. Далее мы направим обращения во все профильные ведомства, предложим предметно доработать рекомендации и доведем их до фиксации в подзаконных или законодательных актах и до реальных воплощений».

АПРО будет курировать процесс исполнения достигнутых договоренностей, отраженных в рекомендациях.

РЕКОМЕНДАЦИИ

заседания Экспертного совета по импортозамещению
Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по теме: «Развитие производства климатического оборудования
в России, импортозамещение на рынке систем отопления»
от 14 октября 2015 г.

Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Общественной палаты Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по аккредитации, Евразийской экономической комиссии, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, участники заседания отмечают:

В настоящее время доля ввоза в Российскую Федерацию радиаторов отопления составляет около 90% от общего объема потребления.

При этом объем рынка стремительно увеличивается и отечественные компании вкладывают значительные инвестиции в создание новых производств и реновацию основных фондов.

Вместе с тем участники заседания обращают внимание на наличие значительного количества существенных проблем, препятствующих эффективному развитию отрасли производства радиаторов и созданию условий для обеспечения импортозамещения на рынке данных товаров.

Так, по причине недобросовестной конкуренции со стороны импортеров и производителей аналогичной продукции с рынков Юго-Восточной Азии, прежде всего, из Китайской Народной Республики, отечественная продукция занимает лишь 10% российского рынка, а объем экспортных поставок российских радиаторов не превышает 0,03% от общего объема рынка радиаторов Евразийского экономического союза.

В целях организации работы по формированию отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации Минпромторгом России издан приказ от 31 марта 2015 г. № 651 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли цветной металлургии Российской Федерации» (далее – План мероприятий).

В Плане мероприятий в качестве продукции, подлежащей импортозамещению, предусмотрено изменение показателей по доле импорта в потреблении радиаторов отопления в период с 2016 по 2020 годы лишь с 90% до 85%, то есть только на 1% в год.
В то же время российские предприятия по производству радиаторов могут обеспечить снижение доли импорта данной категории товаров до 50%.

С учетом того, что План мероприятий не содержит конкретных и эффективных мероприятий по импортозамещению на рынке радиаторов отопления, участники заседания по результатам обсуждения в целях реализации политики импортозамещения и создания условий для развития производства радиаторов отопления рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

– утвердить план мероприятий по развитию импортозамещения
на рынке радиаторов отопления, содержащий комплекс конкретных мер поддержки отрасли и защиты внутреннего рынка.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

– совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой рассмотреть возможность предоставления отечественным производителям радиаторов отопления исключительного права на участие в осуществлении государственных и муниципальных закупок путем установления ограничения или запрета на закупки импортных радиаторов отопления при наличии отечественных аналогов либо ценовых преференций для поставщиков российской продукции;

– оказать содействие в продвижении отечественного климатического оборудования при осуществлении закупок для нужд государственных корпораций, субъектов естественных монополий и других компаний
с государственным участием посредством включения радиаторов отопления в программы данных организаций по импортозамещению, включая проработку совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом соответствующих директив Правительства Российской Федерации, а также директив, касающихся необходимости указания в документации о закупках радиаторов отопления требований
о необходимости соответствия радиаторов отопления требованиям ГОСТа 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия»;

– проработать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос о применении мер нетарифного регулирования, ограничивающих или временно запрещающих экспорт лома цветных металлов (прежде всего, алюминия и алюминиевых сплавов), в целях упрощения доступа отечественных производителей радиаторов отопления к вторичному сырью для их изготовления;

– проработать с производителями алюминия и алюминиевых сплавов возможностей предоставления отечественным изготовителям специальных условий поставок;

– поддержать включение радиаторов отопления и конвекторов
в Перечень высокотехнологичной продукции с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 3 октября 2013 г. № 1597 (в случае поступления от производителей соответствующей заявок);

– поддержать предоставление производителям радиаторов отопления мер поддержки в рамках: механизма заключения специального инвестиционного контракта, предусмотренного Федеральным законом
от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике
в Российской Федерации», субсидирования процентных ставок по кредитам, использования кредитных инструментов Фонда развития промышленности, предоставления кредитных гарантий (при поступлении от производителей соответствующих заявок, заявлений и обращений);

– совместно с институтами развития и изготовителями радиаторов отопления разработать отраслевые критерии поддержки инвестиционных проектов по технологическому перевооружению и созданию новых предприятий по производству радиаторов отопления;

– рассмотреть вопрос об определении сотрудника, ответственного
за взаимодействие с представителями отрасли производства систем отопления;

– проработать вопрос о необходимости ужесточения требований
к подтверждению происхождения радиаторов отопления как товаров российского производства и контролю достоверности сертификатов происхождения, оформляемых и выдаваемых в отношении данной категории товаров.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства:

– включить положения ГОСТа 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» (межгосударственный стандарт СНГ) в строительные нормы и правила Российской Федерации СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», а также проработать вопрос о придании указанному межгосударственному стандарту общеобязательного характера посредством приведения ссылки на него в одном из нормативных правовых актов Российской Федерации;

– инициировать принятие решения Правительства Российской Федерации о введении специальных обязательных требований в отношении радиаторов отопления в целях внедрения системы их обязательной сертификации;

– ускорить установление в рамках Евразийского экономического союза специальных обязательных требований к алюминиевым и биметаллическим радиаторам отопления (теплофизических, геометрических, весовых показателей безопасности), включая требования к минимально допустимой массе секции и минимальной толщине стенок, контактирующих с теплоносителем, а также требований к соотношению с ними показателей теплоотдачи и к используемому для их изготовления сырью (материалам – алюминию и алюминиевым сплавам);

– внести в Евразийскую экономическую комиссию предложение о закреплении в проекте технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» положения о проведении процедуры оценки (подтверждения) соответствия радиаторов отопления обязательным требованиям в форме сертификации;

– рассмотреть вопрос о необходимости актуализации (пересмотра) стандартов, касающихся радиаторов отопления и предусматривающих как технические условия их производства, так и методики проведения испытаний радиаторов отопления, в том числе в целях их гармонизации со стандартами Европейского союза (с привлечением Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» и российских производителей) и включая проработку с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии предложений по включению соответствующих видов работ в планы (программы) по стандартизации (в том числе с обсуждением
на площадке Технического комитета ТК 465).

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

– внести в Евразийскую экономическую комиссию предложение
о дополнении раздела 7616 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, подсубпозицией 7616 20 0000 «Алюминиевые и биметаллические радиаторы отопления», а также о выделении отдельной подсубпозиции в отношении прочих отопительных приборов из алюминия и алюминиевых сплавов;

– проработать вопрос о внесении в Евразийскую экономическую комиссию предложения об изменении Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в части повышения адвалорных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления при одновременном снижении адвалорных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении оборудования
и комплектующих, применяемых при производстве радиаторов отопления
(с учетом допустимого в рамках обязательств Российской Федерации
по присоединению к Всемирной торговой организации уровня связывания);

– рассмотреть возможность предоставления отечественным производителям радиаторов отопления преференций при осуществлении закупок государственных корпораций, субъектов естественных монополий и организаций жилищно-коммунального комплекса;

– поддержать предложение представителей отрасли о начале антидемпингового расследования в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, происходящих из Китайской Народной Республики, специального административного района Сянган (Гонконга) и Китайского Тайбэя (Тайваня), а также Республики Корея,
в случае поступления такого предложения.

5. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии:

– принять меры по дополнению перечней стандартов к проекту технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» стандартами, непосредственно касающимися радиаторов отопления как строительных изделий;

– принять меры по осуществлению развития стандартизации в сфере радиаторов отопления в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», вступающим в силу с 1 июля 2016 года, путем формирования базы стандартов, обеспечивающих высокие требования к качеству и безопасности радиаторов отопления, а также необходимые методы испытаний и измерений;

– совместно с Федеральной службой по аккредитации рассмотреть вопрос о подготовке стандарта, предусматривающего требования к порядку проведения процедуры сертификации радиаторов отопления.

6. Федеральной службе государственной статистики:

– дополнить группировку 28.22 «Производство радиаторов и котлов центрального отопления» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КСЭД Ред. 1) позицией 28.22.3 «производство радиаторов отопления из сплавов цветных металлов, без электронагрева».

7. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

– рассмотреть возможность включения радиаторов отопления в Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому и гигиеническому контролю, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, с проведением контроля соответствия радиаторов отопления радиологическим и токсикологическим показателям безопасности, а также показателям эмиссии вредных веществ в воздух закрытых помещений;

– активизировать контроль и надзор за безопасностью радиаторов отопления в целях предотвращения случаев выпуска в обращение продукции, представляющей угрозу для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды;

– активизировать работу по рассмотрению обращений о случаях введения потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств радиаторов отопления, в частности, показателей их теплоотдачи;

– в случае поступления соответствующей информации от отечественных производителей радиаторов отопления провести проверку по факту наличия случаев содержания в радиаторах отопления, импортированных из Китайской Народной Республики, соединений асбеста, ввоз и обращение которых запрещены в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

8. Федеральной службе по аккредитации:

– направить в Ассоциацию производителей радиаторов отопления «АПРО» информацию о количестве и технической оснащенности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных на осуществление оценки (подтверждения) соответствия радиаторов отопления установленным требованиям и имеющимся стандартам;

– проработать вопрос о целесообразности установления и возможной продолжительности переходного периода введения обязательной сертификации радиаторов отопления, необходимого для формирования и надлежащего технического оснащения лабораторной базы, а также для проведения работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

– активизировать контроль и надзор за деятельностью органов
по сертификации и испытательных лабораторий (центров), осуществляющих выдачу документов об оценке (подтверждении) соответствия радиаторов отопления имеющимся стандартам в целях предотвращения случаев выдачи сертификационных документов на радиаторы отопления без проведения необходимых испытаний и измерений;

– совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии оказать Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» и российским производителям методическую и консультационную помощь в создании лаборатории по проведению испытаний и измерений радиаторов отопления.

9. Федеральной таможенной службе:

– рассмотреть вопрос о направлении территориальным таможенным органам циркулярного письма о необходимости активизации контроля таможенной стоимости алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, ввозимых из Китайской Народной Республики и других третьих стран Юго-Восточной Азии, в целях профилактики и пресечения случаев ввоза радиаторов отопления с занижением их таможенной стоимости;

– привлекать к участию в рассмотрении дел в судах о корректировке таможенной стоимости ввозимых радиаторов отопления Ассоциацию производителей радиаторов отопления «АПРО» в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора.

10. Евразийской экономической комиссии:

– оказать содействие в продвижении предложений федеральных органов исполнительной власти, направленных на реализацию настоящих рекомендаций, в случае их поступления в виде позиции Российской Федерации или ее уполномоченных органов;

– при необходимости оказывать Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» и отечественным производителям радиаторов отопления необходимую методическую и консультационную помощь в целях подготовки заявления о начале проведения антидемпингового расследования в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, происходящих из Китайской Народной Республики.

11. Общественной палате Российской Федерации:

– при проведении мониторинга соблюдения прав граждан
на предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг обратить внимание на выявление случаев нарушения таких прав, связанных с использованием недоброкачественных радиаторов отопления, в том числе на случаи аварий отопительных систем;

– рассмотреть возможность проведения на своей экспертно-дискуссионной площадке мероприятия, посвященного тематике защиты прав потребителей радиаторов отопления.

12. Торгово-промышленной палате Российской Федерации:

– оказать содействие в продвижении предложений, сформулированных в настоящих рекомендациях;

– рассмотреть вопрос об организации и проведении на своей экспертно-дискуссионной площадке мероприятия в целях обсуждения проблематики импортозамещения на рынке радиаторов отопления, поддержки российских производителей и защиты внутреннего рынка.

13. Российским производителям радиаторов отопления:

– при координации Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» рассмотреть возможности замещения отечественной компонентной базой импортных комплектующих для изготовления радиаторов отопления.